Среда, 24.04.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Билеты по информатике в 9 классе 2007 года
[ Скачать с сервера (991.6 Kb) ] 07.03.2012, 10:41

Примерные билеты по информатике для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации

            Билеты для государственной (итоговой) аттеста­ции по информатике в устной форме за курс основ­ного общего образования составлены на базе феде­рального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразо­вания   России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настояние время Обязательного минимума содержа­ния основного общего образования (приказ Миноб­разования России от 19 мая 1998 г. № 1236) и Обя­зательного минимума содержания среднего (полно­го) общего образования (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56), которые практи­чески полностью реализуются в основной школе.
            Представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государствен­ного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии традиционно при­сутствуют на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал неза­висим от конкретной реализации содержания пред­мета в существующих учебниках. Комплект можно считать универсальным, поскольку содержание тео­ретической части ориентировано на федеральный ком­понент государственного стандарта основного обще­го образовании, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере ИКТ. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из лю­бой смежной отрасли знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационных и коммуникационных тех­нологий. Содержание практических заданий может быть скорректировано учителем в зависимости от имеющейся компьютерной техники и используемого программного обеспечения.

            Комплект из 20 билетов является примерным, то есть образовательное учреждение на их основе со­ставляет комплект билетов, непосредственно исполь­зуемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы конкретного учителя, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.

            Экзамен по "Информатике и ИКТ" является эк­заменом по выбору учащегося, поэтому предполага­ется, что содержание, форма и процедура проведе­ния будут скорректированы в конкретном образо­вательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой.) аттестации вы­пускников IX и XI (XII) классов общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации.

            Победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады по информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения про­цедуры сдачи по диплому или сертификату.

            Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стан­дартом по предмету в разделы: "Информационные процессы" и "Информационные технологии". Содер­жание раздела "Информационные  процессы" под­разделяется на следующие темы: "Представление информации", "Передача информации", "Обработ­ка информации. Алгоритмы", "Компьютер", "Инфор­мационные процессы в обществе". Содержание раз­дела "Информационные технологии" состоит из сле­дующих тем: "Технология обработки текста", "Тех­нология обработки графики", "'Технология обработ­ки числовой информации", "Технология хранения, поиска и сортировки информации и базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

            Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содер­жит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ уча­щихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их суще­ственных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Каче­ственные характеристики усвоения изученного ма­териала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, и других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и опе­ративного применения знаний учащимися. Описан­ные качественные характеристики являются крите­риями оценивания результатов обучения учащихся.

            Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере.             Основная цель данного раздела экзамена - проверить у вы­пускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность умений оперировать теорети­ческими знаниями и изученным программным обес­печением, умение применять его для решения прак­тических  задач).

            Каждое  из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс опера­ций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и уме­ния в области "Информатика и ИКТ": запуск про­грамм на исполнение, чтение и запись файлов дан­ных, выбор оптимального формата хранения и пред­ставления объектов. Задание такого формата позво­ляет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, прове­ряются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конк­ретно  учебного материала, так и умения рацио­нальной учебной деятельности, т.е. умение плани­ровать учебную работу, рационально ее организо­вывать,   контролировать ее выполнение.

            Содержание практической части должно 6ыть представлено   заданиями  следующего содержания:

  1. Построение алгоритмов:

а)   для   управления  учебным  исполнителем   (ос­новные алгоритмические структуры);

б)  для обработки величин с реализацией на язы­ке программирования  (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).

            Возможны два варианта реализации по выбору: в среде учебного исполнителя или на изучаемом язы­ке программирования.

            2.   Работа  с  файловой  системой,  с  графическим интерфейсом. Организация индивидуального инфор­мационного пространства.  Работа с архиваторами и антивирусными  программами.

            3.   Создание  и  редактирование текстовых доку­ментов,  в том числе с  включением объектов   (таб­лиц,  изображений   и   пр.).

            4.   Создание  графических  изображений средства­ми графического  редактора.   Ввод изображения че­рез  сканер  или  с цифрового фотоаппарата.  Обра­ботка   цифрового   изображения.

            5.   Создание    базы данных.  Организация   поиска информации   в  базах  данных.

            6.  Работа  с электронной   таблицей.   Построение диаграмм и графиков по табличным данным. Прове­дение вычислительного эксперимента  в среде элек­тронной таблицы.

            7.  Создание мультимедийной презентации на ос­нове  шаблонов.

            8.  Поиск информации в Интернете с применени­ем языка запросов.

            К комплекту билетов имеется приложение, где подобраны конкретные практические задания разного уровня сложности по заданным темам. В прило­жении уровень сложности заданий (отдельных пунктов заданий) помечен звездочкой для лучшего ори­ентирования  учителя   при   подготовке   комплектов билетов. Разный уровень сложности заданий предло­жен осознанно, поскольку существуют разные типы образовательных учреждений, а также классы в ос­новной школе, отличающиеся количеством часов на изучение предмета. Предлагаемые задании могут ис­пользоваться при подготовке учащихся к экзамену, а на экзамен учитель предлагает аналогичные.

            По желанию учитель может включить в билеты третью часть в виде задач, ориентированных на бо­лее высокий уровень сложности. В этом случае вре­мя подготовки учащегося к ответу увеличивается на 15 минут.

            Билеты предлагаются в традиционном виде и в виде таблицы возможных сочетаний теоретической и практической частей. Это сделано для равномер­ного распределения содержания предмета по биле­там. Таблица поможет учителю определить мини­мальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.

           

Рекомендации по подготовке и проведению экзамена  и оцениванию ответов.

            Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне oт 10 до 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать   15 минут.

            Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экза­менационной комиссии). При оценке ответа воз­можно использование традиционной формы оце­нивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экза­мен. Такой принцип оценивания подчеркивает зна­чимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

            Возможен иной подход к оцениванию, так назы­ваемая "накопительная шкала". Поскольку в соот­ветствии с целями изучения информатики и информационных технологий и требованиями к уровню подготовки выпускников основой школы во время экзамена проверяются обязательные умения рабо­тать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организо­вывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также устойчивые навыки применения средств ИКТ в учебной дея­тельности и в повседневной жизни, экзаменацион­ной комиссии рекомендуется вначале принять прак­тическое задание, которое оценивается дихотоми­чески: сдано/не сдано. Принятая комиссией прак­тическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендовать ни оценку «3» или удовлетворительно. Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.

            На "4" оценивается ответ в целом на билет, если при  ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нару­шалась последовательность изложения или отсут­ствуют некоторые несущественные элементы со­держания.

            На "5" оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть биле­та продемонстрировал системные полные знания и умен ил по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой фор­ме, раскрыл последовательно суть изученного мате­риала, демонстрируя прочность и прикладную на­правленность полученных знаний и умений, не до­пускал терминологически;» ошибок и фактических неточностей.

 

ПРИМЕРНЫЕ БИЛЕТЫ

 

Билет 1

1.  Понятие информации. Виды информации. Роль информации   и  живой  природе и  в  жизни людей. Язык  как способ представления  информации:  естественные и формальные языки. Основные информационные процессы:   храпение,  передача  и обработка информации.

2.   Построение алгоритма   (основные алгоритмические структуры) и его реализация и среде учебно­го исполнителя.  Демонстрация  полученного алгоритма  в среде учебного исполнителя.

Билет 2

1.   Измерение  информации:   содержательный   и алфавитный   подходы.   Единицы   измерения  информации.

2.   Создание и редактирование текстового документа   (исправление ошибок, удаление  или  вставка текстовых фрагментов),  в том числе использование элементов форматирования текста   (установка параметров   шрифта   и   абзаца,  внедрение   заданных объектов в текст).

Билет 3

1.   Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера.   Информационный объем текста.
 
2.  Создание и обработка  графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображение через сканер или с цифрового фотоаппара­та   Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет 4

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в  компьютере (растровый подход).  Представление и обработка звука и видеоизображения.   Понятие мультимедиа.

2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).

Билет 5

1.   Процесс   передачи  информации,  источник   и приемник информации,  канал передачи информа­ции.  Скорость передачи информации.

2.  Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.  Выбор типа разметки слайда,  при­менение   таблица  оформления,   цветовых  схем  и эффектов анимации.   Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.

Билет 6

1.   Понятие алгоритма.   Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя   (на примере учебно­го исполнителя).  Свойства алгоритма. Способы   записи алгоритмов; блок-схемы.

2.  Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей,   заполнение таблиц  (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание зап­росов разной  сложности.

Билет 7

1.  Основные алгоритмические структуры: следование,  ветвление,  цикл;  изображение на блок-схемах.   Разбиение задачи  на подзадачи.  Вспомогательные алгоритмы.

2.  Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использова­ние функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет 8

1.  Величины: константы, переменные, типы величин,   Присваивание,  ввод  и  вывод величин.  Линейные алгоритмы работы  с  величинами.

2.  Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Билет 9

1.   Логические величины, операции,  выражения. Логические выражения  в качестве условий в ветвящихся  и циклических алгоритмах.

2.  Форматирование текстового документа.  Установка параметров страницы, вставка номеров стра­ниц,   колонтитулов,  гиперссылок,  изменение параметров шрифта  и абзаца.

Билет 10

1.  Представление о программировании: язык программирования   (на примере одного из языков вы­сокого уровня); примеры  несложных  программ с линейной, ветвящейся  и  циклической структурой.

2.  Работа с архиваторами и антивирусными программами.  Создание многотомного архива, исполь­зование антивирусных программ.

Билет 11

1.  Основные компоненты  компьютера,  их функциональное назначение и принципы работы.   Про­граммный  принцип работы компьютера.

2.   Построение алгоритма для обработки величин с  реализацией  на языке программирования   (ветвление,   цикл,  линейный массив или  вспомогательные алгоритмы). Отладка программы и получение результатов.

Билет 12

1.   Программное обеспечение компьютера, состав и структура.   Назначение операционной  системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером.   Графический  пользовательский интерфейс.

2.  Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.  Выбор типа разметки слайда,  при­менение  шаблона  оформления,   цветовых схем и эффектов анимации.  Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.

Билет 13

1.  Понятие файла и файловой системы организации данных  (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и  папками,  выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

2.  Организация поиска информации в готовой базе данных с  применением составного логического выражения.

Билет 14

1.   Информационные ресурсы общества.  Основы информационной  безопасности,  этики и права.

2.   Работа с электронной таблицей.   Проведение вычислительного  эксперимента в среде электрон­ной  таблицы.   Решение задачи  с  использованием электронной  таблицы для  изменяющихся  начальных данных.

Билет 15

1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты.   Понятие гипертекста.

2. Построение алгоритма и реализация на изучаемом языке программирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгорит­ма в среде учебного исполнителя или отладка про­граммы и получение результатов.

Билет 16

1.  Технологии работы с графической информацией.   Растровая  и  векторная  графика.   Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.

2.  Решение задачи по теме "Системы счисления" на изучаемом языке программирования или с  ис­пользованием стандартной  программы   "Калькулятор".

Билет 17

1.  Табличные базы данных (БД): основные поня­тия   (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска  (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

2.   Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования   (ветв­ление,  цикл, линейный массив или  вспомогательные алгоритмы).   Отладка  программы,  получение результатов.

Билет 18

1. Технология  обработки  информации  в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таб­лицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи  формул.   Основные  встроенные  функции. Абсолютные  и относительные ссылки.   Графическое представление данных.

2. Построение алгоритма для  управления  учебным  исполнителем   (основные алгоритмические структуры).  Демонстрация  полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет 19

1. Основные принципы организации и функционирования  компьютерных  сетей.   Интернет.   Ин­формационные ресурсы и сервисы  компьютерных сетей:   Всемирная  паутина,  файловые архивы,  интерактивное общение.   Назначение  и  возможнос­ти электронной почты.  Поиск информации в Интернете.

2. Обработка цифрового изображения   и  графическом редакторе.   Например,  устранение дефек­тов,   ретуширование  и  тоновая  коррекция   фотографии.

Билет 20

1. Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей   (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример  применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования  (ветв­ление,  цикл,  линейный  массив или  вспомогательные алгоритмы).

Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 1564 | Загрузок: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz