Протокол №4
методического объединения учителей физики и информатики
от 13 апреля 2017 года.
Место проведения: МКОУ “Лицей г. Малмыжа” кабинет информатики.
Начало в 9 ч.
На заседании присутствовали 13 учитель:
- Гайфутдинова Ф.Ф. МКОУСОШ с. Калинино
- Исламов И.Э. МКОУСОШ с. Новая Смаиль
- Мубаракова Л. Н. МКОУСОШ с. Старый Ирюк
- Шаромов Ю. Ю. МКОУ «Лицей» г. Малмыжа
- Хлюпина Г.Н. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа
- Москвина Г. Т. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа
- Александрова Н. И. МКОУСОШ с. Большой Китяк
- Вертунова Г. И. МКОУСОШ с. Аджим
- Киселева Н.А. МКОУООШ с. Ральники
- Буторин В. М. МКОУООШ с. Старая Тушка
- Заболотских Н. Н. МКОУООШ с. Мари- Малмыж
- Пайметьева Т.А. МКОУООШ д. Кинерь
- Зинатова Р. Н. МКОУООШ с. Тат-Верх –Гоньба и МКОУСОШ с. Савали
Тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности учителей физики и информатик района, обеспечение качества основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения..»
Цель: Познакомить с опытом работы учителей физики и информатики Малмыжского района
План
1. Выступление учителя физики МКОУСОШ с. Старый Ирюк Мубараковой Л. Н. по теме «Планирование уроков физики в условиях ФГОС»
2. Проблемы преподавания физики в малокомплектной сельской школе и способы их решения в контексте требований ФГОС. Выступление учителя физики МКОУООШ с. Ральники Киселевой Н. А.
3. Обсуждение рабочей программы по физике 7 класса в соответствии с ФГОС ОО.
Выступление учителя физики МКОУСОШ с. Старый Ирюк Мубараковой Л. Н. по теме «Планирование уроков физики в условиях ФГОС»
В начале своего выступления Лилия Наильевна поделилась своими впечатлениями от поездки в марте в город Мамадыш Республики Татарстан, в которой на базе лицея №2 прошла 2-ая Поволжская научно-практическая конференция им. Академика Камиля Валиева. участие более 300 учеников средних образовательных учреждений Республики Татарстан и других Республик и областей Приволжского федерального округа. На суд научного жюри было представлено 149 исследовательских и творческих работ юных исследователей. Авторов лучших работ в номинациях наградили дипломами 1, 2, 3 степени и ценными подарками, а тезисы их работ будут опубликованы в сборнике «Материалы научно-практической конференции исследовательских, проектных и творческих работ имени академика К.А.Валиева». Знаменательной особенностью конференции этого года явилось то, что на ней впервые вручалась медаль имени Камиля Валиева.
В своем выступлении Лилия Наильевна дала основные характеристики современного урока физики и пообещала провести открытый урок по физике в соответствии с ФГОС на базе Староирюкской школы в ноябре 2017 г.
Выступление учителя физики МКОУООШ с. Ральники Киселевой Н. А. по теме: «Проблемы преподавания физики в малокомплектной сельской школе и способы их решения в контексте требований ФГОС».
На сегодня преобладающим видом школ в сельской местности стали малокомплектные школы, где наполняемость класса составляет обычно менее 10 человек, а в отдельных школах нашего района эта цифра еще меньше.
Учитель физики сталкивается с рядом проблем преподавания физики в такой школе, которые приводят к необходимости пересматривать содержание, формы и методы обучения физике в контексте современных требований ФГОС.
Обозначим проблемы:
- Слабая учебная материальная база, (оборудование закуплено с момента строительства школы) не поступают новые книги, не могут помочь школе родители учащихся – на селе самая низкая оплата труда, многие вообще не имеют работы.
- Постоянное уменьшение числа учащихся в сельских школах приводит к тому, что учитель вынужден вести несколько предметов и, как следствие, имеет большое число ежедневных подготовок к урокам, что непременно сказывается на их качестве.
- Современному сельскому учителю также приходится решать и много методических проблем. Так, при малой наполняемости классов неэффективны традиционные методики объяснения и закрепления знаний, сложившиеся формы контроля. Нет условий для внедрения профильной или уровневой дифференциации, новых технологий обучения.
- Число часов, выделяемых на изучение курса физики, уменьшено обостряется всегда стоящая перед учителем физики проблема – научить учащихся решать задачи, по крайней мере, типовые.
Но, несмотря на все это, сельский учитель находит те формы и методы преподавания, которые позволяют каждому ученику освоить содержание предмета.
- Объединение уроков по отдельным темам или разделам в отдельный блок или объединение учащихся в разновозрастные группы.
- Применение наиболее эффективных форм организации обучения.
- Применение информационных технологий.
- Разработка уровневых дидактических материалов.
- Разработка и проведение элективных курсов.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.
Мною апробированы и достаточно эффективно проходят интегрированные уроки по механическому движению на относительность движения, на определение средней скорости движения в 7 и 9 классах, на законы геометрической оптики в 8 и 9 классах , если в 8 классе это будут элементы урока открытия новых знаний ,то в 9 классе можно использовать элементы урока рефлексии. Среди множества приемов и техник системно- деятельностного подхода к обучению на этапе изучения нового материала или рефлексии использую методический прием « Чтение с пометками на полях»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«!» -я это знаю
«+» - узнал новое
«- » - думаю иначе
«?» - хочу узнать подробнее
Мне близок еще один методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ».
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)
Маркировочная таблица ЗУХ
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку.
Современная экспериментальная физика использует очень сложную и дорогостоящую технику, но простые, и тем не менее увлекательные опыты можно поставить и в классе, и у себя дома.
На уроках физики учащимся предлагаю следующие экспериментальные задания:
7 класс.
1. Измерения своего роста утром и вечером, сравнение этих результатов.
2. Измерить среднюю длину своего шага и определить с его помощью расстояние.
3. Изготовить мензурку из пластиковой бутылки для домашних опытов.
4. Вылепить молекулы воды из пластилина.
5. Определить скорость минутной и секундной стрелок часов.
6. Определить плотность мыла и картофеля.
7. Определить вес воздуха в вашей комнате.
8. Рассчитайте мощность, которую вы развиваете, поднимаясь с первого этажа на второй.
9. Определите массу линейки с помощью монет и маленькой опоры.
10. Предложите метод определения диаметра собственного волоса.
11. Измерьте скорость воды у берегов реки.
12. Изготовьте рычажные весы из спичечных коробков.
13. Определите давление собственного тела на пол.
14.Определите своё давление на снег, когда вы стоите на лыжах.
8 класс.
1. Определите сколько времени сохраниться ваше мороженное (кусок льда) в пуховом платке.
2. Определите время полного таяния льда в фольге, бумаге, в вате.
3. Найдите материалы в своей квартире, которые наиболее хорошо электризуются трением.
4. Изготовьте две гильзы из алюминиевой фольги и научитесь сообщать им заряды.
5. Найдите способ и определите, заряжен ли экран вашего телевизора.
Максимальное развитие познавательных сил учащихся может быть достигнуто путем применения исследовательского метода при умелом сочетании классной и внеклассной работы. Такой характер заданий на уроке и в домашних исследований способствует развитию творческого потенциала учащихся. Для актуализации знаний учащихся 7 класса на последних страницах их тетради завожу «Страничку «Я»», с ней начинаем работать на первых уроках изучения физики и используя технику системно- деятельностного обучения «Шаг за шагом» заполняем до конца учебного года. мнению через участие в дискуссиях, диспутах.
Учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. Мне хочется остановиться еще на одном приеме «Лови ошибку!» 9класс при изучении темы Механические волны» предлагаю учащимся решить задачу из старого учебника С.В.Громова «Физика 8 класс» №109 «В озеро упала ветка. Пробегавший мимо олень заметил, что волна, созданная падением ветки, дошла до берега за 10 секунд, причем расстояние между соседними гребнями волн было равно 10 см и за 2 секунды было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко упала ветка.» в начале на девятиклассников эта задача не производит никакого впечатления, но когда я комментируя задачу говорю о том, что олень был « грамотный» умел считать и у него на передней левой ноге был секундомер, а в правой он держал линейку…. задача всем начинает нравится, решатся легко, а самое главное учащиеся запоминают методику ее решения и могут применять в видоизмененной ситуации
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует
личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;
социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;
познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;
коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Обсуждение рабочей программы по физике 7 класса в соответствии с ФГОС ОО.
В 2017–2018 учебном году в школах в 7 классах начинается переход на обучение физике по новым основным образовательным программам, соответствующим требованиям ФГОС ООО. В связи с чем необходимо составить рабочие программы по физике в соответствии с ФГОС. Были рассмотрены две рабочие программы по физике 7 класса учителя МКОУСОШ с. Новая Смаиль Исламова И.Э. и рабочая программа, составленная коллективом авторов от ИРО Кировской области. Учителями были отмечены сильные и слабые стороны представленных рабочих программ. В частности в рабочей программы от ИРО в 67, 68 номерах уроков отмечены как резервные, а, как известно любая проверяющая комиссия запрещает оставлять резервные уроки. Отсутствует в программе лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».
Заседание прошло в творческой и плодотворной форме.
Руководитель РМО учителей физики и информатики____________ Исламов И.Э
|