Четверг, 28.03.2024, 17:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Главная » 2017 » Август » 19 » Протокол №4 методического объединения учителей физики и информатики от 13 апреля 2017 года
21:52
Протокол №4 методического объединения учителей физики и информатики от 13 апреля 2017 года

Протокол №4

методического объединения учителей физики и информатики

от 13 апреля 2017 года.

 

Место проведения: МКОУ “Лицей г. Малмыжа” кабинет информатики.

Начало в 9 ч.

На заседании присутствовали 13 учитель:

  1. Гайфутдинова Ф.Ф. МКОУСОШ с. Калинино
  2. Исламов И.Э. МКОУСОШ с. Новая Смаиль
  3. Мубаракова Л. Н. МКОУСОШ с. Старый Ирюк
  4. Шаромов Ю. Ю. МКОУ «Лицей» г. Малмыжа
  5. Хлюпина Г.Н. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа
  6. Москвина Г. Т. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа
  7. Александрова Н. И. МКОУСОШ с. Большой Китяк
  8. Вертунова Г. И. МКОУСОШ с. Аджим
  9. Киселева Н.А. МКОУООШ с. Ральники
  10. Буторин В. М. МКОУООШ с. Старая Тушка
  11. Заболотских Н. Н. МКОУООШ с. Мари- Малмыж
  12. Пайметьева Т.А. МКОУООШ д. Кинерь
  13. Зинатова Р. Н. МКОУООШ с. Тат-Верх –Гоньба и МКОУСОШ с. Савали

 

Тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности учителей физики и информатик района, обеспечение качества основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.

 

Цель: Познакомить с опытом работы учителей физики и информатики Малмыжского района

 

План

 

1. Выступление учителя физики МКОУСОШ с. Старый Ирюк Мубараковой Л. Н. по теме «Планирование уроков физики в условиях ФГОС»

2. Проблемы преподавания физики в малокомплектной сельской школе и способы их решения в контексте требований ФГОС. Выступление учителя физики МКОУООШ с. Ральники Киселевой Н. А.

3. Обсуждение рабочей программы по физике 7 класса в соответствии с ФГОС ОО.

 

Выступление учителя физики МКОУСОШ с. Старый Ирюк Мубараковой Л. Н. по теме «Планирование уроков физики в условиях ФГОС»

В начале своего выступления Лилия Наильевна поделилась своими впечатлениями от поездки в марте в город Мамадыш Республики Татарстан, в которой на базе лицея №2 прошла 2-ая Поволжская научно-практическая конференция им. Академика Камиля Валиева. участие более 300 учеников средних образовательных учреждений Республики Татарстан и других Республик и областей Приволжского федерального округа. На суд научного жюри было представлено 149 исследовательских и творческих работ юных исследователей. Авторов лучших работ в номинациях наградили дипломами 1, 2, 3 степени и ценными подарками, а тезисы их работ будут опубликованы в сборнике «Материалы научно-практической конференции исследовательских, проектных и творческих работ имени академика К.А.Валиева». Знаменательной особенностью конференции этого года явилось то, что на ней впервые вручалась медаль имени Камиля Валиева.

В своем выступлении Лилия Наильевна дала основные характеристики современного урока физики и пообещала провести открытый урок по физике в соответствии с ФГОС на базе Староирюкской школы в ноябре 2017 г.

 

Выступление учителя физики МКОУООШ с. Ральники Киселевой Н. А. по теме: «Проблемы преподавания физики в малокомплектной сельской школе и способы их решения в контексте требований ФГОС».

 

На сегодня преобладающим видом школ в сельской местности стали малокомплектные школы, где наполняемость класса составляет обычно менее 10 человек, а в отдельных школах нашего района эта цифра еще меньше.

Учитель физики сталкивается с рядом проблем преподавания физики в такой школе, которые приводят к необходимости пересматривать содержание, формы и методы обучения физике в контексте современных требований ФГОС.

Обозначим проблемы:

  1. Слабая учебная материальная база, (оборудование закуплено с момента строительства школы) не поступают новые книги, не могут помочь школе родители учащихся – на селе самая низкая оплата труда, многие вообще не имеют работы.
  2. Постоянное уменьшение числа учащихся в сельских школах приводит к тому, что учитель вынужден вести несколько предметов и, как следствие, имеет большое число ежедневных подготовок к урокам, что непременно сказывается на их качестве.
  3. Современному сельскому учителю также приходится решать и много методических проблем. Так, при малой наполняемости классов неэффективны традиционные методики объяснения и закрепления знаний, сложившиеся формы контроля. Нет условий для внедрения профильной или уровневой дифференциации, новых технологий обучения.
  4. Число часов, выделяемых на изучение курса физики, уменьшено обостряется всегда стоящая перед учителем физики проблема – научить учащихся решать задачи, по крайней мере, типовые.

Но, несмотря на все это, сельский учитель находит те формы и методы преподавания, которые позволяют каждому ученику освоить содержание предмета.

  1. Объединение уроков по отдельным темам или разделам в отдельный блок или объединение учащихся в разновозрастные группы.
  2. Применение наиболее эффективных форм организации обучения.
  3. Применение информационных технологий.
  4. Разработка уровневых дидактических материалов.
  5. Разработка и проведение элективных курсов.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.

Мною апробированы и достаточно эффективно проходят интегрированные уроки по механическому движению на относительность движения, на определение средней скорости движения в 7 и 9 классах, на законы геометрической оптики в 8 и 9 классах , если в 8 классе это будут элементы урока открытия новых знаний ,то в 9 классе можно использовать элементы урока рефлексии. Среди множества приемов и техник системно- деятельностного подхода к обучению на этапе изучения нового материала или рефлексии использую методический прием « Чтение с пометками на полях»

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

«!» -я это знаю

«+» - узнал новое

«- » - думаю иначе

«?» - хочу узнать подробнее

Мне близок еще один методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ».

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)

Маркировочная таблица ЗУХ

Знаю

Умею

Хочу

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку.

Современная экспериментальная физика использует очень сложную и дорогостоящую технику, но простые, и тем не менее увлекательные опыты можно поставить и в классе, и у себя дома.

На уроках физики учащимся предлагаю следующие экспериментальные задания:
7 класс
.
1.
Измерения своего роста утром и вечером, сравнение этих результатов.
2.
Измерить среднюю длину своего шага и определить с его помощью расстояние.
3.
Изготовить мензурку из пластиковой бутылки для домашних опытов.
4.
Вылепить молекулы воды из пластилина.
5.
Определить скорость минутной и секундной стрелок часов.
6.
Определить плотность мыла и картофеля.
7.
Определить вес воздуха в вашей комнате.
8.
Рассчитайте мощность, которую вы развиваете, поднимаясь с первого этажа на второй.
9.
Определите массу линейки с помощью монет и маленькой опоры.
10. Предложите метод определения диаметра собственного волоса.
11. Измерьте скорость воды у берегов реки.
12. Изготовьте рычажные весы из спичечных коробков.
13. Определите давление собственного тела на пол.
14.Определите своё давление на снег, когда вы стоите на лыжах.

8 класс.
1. Определите сколько времени сохраниться ваше мороженное
(кусок льда) в пуховом платке.
2. Определите время полного таяния льда в фольге, бумаге, в вате.
3. Найдите материалы в своей квартире, которые наиболее хорошо электризуются трением.
4. Изготовьте две гильзы из алюминиевой фольги и научитесь сообщать им заряды.
5. Найдите способ и определите, заряжен ли экран вашего телевизора.
Максимальное развитие познавательных сил учащихся может быть достигнуто путем применения
исследовательского метода при умелом сочетании классной и внеклассной работы. Такой характер заданий на уроке и в домашних исследований способствует развитию творческого потенциала учащихся. Для актуализации знаний учащихся 7 класса на последних страницах их тетради завожу «Страничку «Я»», с ней начинаем работать на первых уроках изучения физики и используя технику системно- деятельностного обучения «Шаг за шагом» заполняем до конца учебного года.
мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. Мне хочется остановиться еще на одном приеме «Лови ошибку!» 9класс при изучении темы Механические волны» предлагаю учащимся решить задачу из старого учебника С.В.Громова «Физика 8 класс» №109 «В озеро упала ветка. Пробегавший мимо олень заметил, что волна, созданная падением ветки, дошла до берега за 10 секунд, причем расстояние между соседними гребнями волн было равно 10 см и за 2 секунды было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко упала ветка.» в начале на девятиклассников эта задача не производит никакого впечатления, но когда я комментируя задачу говорю о том, что олень был « грамотный» умел считать и у него на передней левой ноге был секундомер, а в правой он держал линейку…. задача всем начинает нравится, решатся легко, а самое главное учащиеся запоминают методику ее решения и могут применять в видоизмененной ситуации

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует

личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;

социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;

познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;

коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Обсуждение рабочей программы по физике 7 класса в соответствии с ФГОС ОО.

В 2017–2018 учебном году в школах в 7 классах начинается переход на обучение физике по новым основным образовательным программам, соответствующим требованиям ФГОС ООО. В связи с чем необходимо составить рабочие программы по физике в соответствии с ФГОС. Были рассмотрены две рабочие программы по физике 7 класса учителя МКОУСОШ с. Новая Смаиль Исламова И.Э. и рабочая программа, составленная коллективом авторов от ИРО Кировской области. Учителями были отмечены сильные и слабые стороны представленных рабочих программ. В частности в рабочей программы от ИРО в 67, 68 номерах уроков отмечены как резервные, а, как известно любая проверяющая комиссия запрещает оставлять резервные уроки. Отсутствует в программе лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

 

Заседание прошло в творческой и плодотворной форме.

 

 

Руководитель РМО учителей физики и информатики____________ Исламов И.Э

Просмотров: 489 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz