Вторник, 16.04.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Главная » 2018 » Апрель » 15 » Сравнение учебников по астрономии
17:50
Сравнение учебников по астрономии

 

Сравнительный анализ учебников астрономии:

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-16830-5.

Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /

В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.: ил. – (Сферы 1 – 11). ISBN 978-5-09-051566-5.

 

В связи с внесением изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и возвращением в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия» появляется необходимость обеспечить условия для преподавания этого предмета на уровне требований ФГОС нового поколения.

Для этого необходимо:

во-первых, осмыслить цели изучения астрономии на завершающем этапе школьного образования, изучить обязательный минимум содержания курса астрономии (примерная программа) и требования к уровню подготовки выпускников в контексте требований ФГОС;

во-вторых, выбрать соответствующий учебно-методический комплект по астрономии;

в-третьих, произвести подготовку или переподготовку учителей физики к преподаванию предмета, который, как самостоятельный, отсутствовал в учебных планах значительного большинства образовательных учреждений России более 20 лет;

в-четвертых, оснастить кабинеты физики необходимым для полноценного преподавания астрономии учебным оборудованием и учебными наглядными пособиями.

Полноценное решение перечисленных задач требует значительного времени, однако, преподавание нового предмета предполагается начать в 2017–2018 учебном году. Для этого, как минимум, необходимо определиться с выбором учебника астрономии. На данный момент выбор ограничен несколькими учебниками астрономии (авторы Воронцов-Вельяминов Б. А. и Страут Е. К.; Чаругин В. М., Засов А. В. и Кононович Э. В.).

В данной рецензии мы проанализируем первые два учебника. Оба учебника входят в Федеральный перечень учебников и, следовательно, успешно прошли экспертизу в соответствующих экспертных организациях (РАН и РАО). В таблице 1 приведены сведения, позволяющие установить соответствие номенклатуры излагаемого в учебниках учебного материала Примерной программе по астрономии (Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии). Как следует из таблицы 1, в обоих учебниках представлены все разделы примерной программы. Следует отметить также, что в целом (за небольшими исключениями) последовательность изложения учебного материала соответствует как примерной программе, так и традиционному для отечественной школы подходу. Названия глав учебников и отдельных параграфов, хотя и отличаются друг от друга, но, по сути, в них рассматриваются все предусмотренные стандартом единицы содержания.

Учебник астрономии, как и школьный учебник по любому другому школьному предмету, выполняет несколько дидактических и методических функций. В таблице 2 проведено сравнение функции, помогающей учителю оптимизировать учебную деятельность учащихся при работе с учебником (организационная функция). Здесь следует отметить, что с точки зрения полиграфического исполнения учебники значительно отличаются друг от друга: учебник Воронцова-Вельяминова (1)* – классический школьный учебник, выполненный в две краски; иллюстрации, требующие передачи цвета, вынесены в отдельные цветные вкладки. Этот факт, скорее всего, связан с тем, что учебник издается в авторском оформлении. Учебник Чаругина (2)* выполнен в полноцветной печати (*в дальнейшем для краткости будем называть учебники соответственно «первый» и «второй». Очевидно, эти сокращения не имеют никакого отношения к качеству учебников). Это отличие само по себе не должно рассматриваться как преимущество, так как во многих случаях избыточное красочное оформление может отвлекать ученика от сути изучаемого материала и вызывать нежелательные ассоциации.

Традиционный аппарат навигации, который позволяет ученику быстро ориентироваться в учебнике и находить необходимый материал, представлен главами и параграфами, которые составляют оглавление учебника. В первом учебнике оглавление находится в конце учебника, во втором – в начале. В обоих учебниках отсутствуют колонтитулы, позволяющие ученику постоянно иметь перед глазам и название изучаемой главы (это помогает выстраивать иерархию понятий и способствует структурированию учебного материала). Отсутствует в обоих учебниках и предметно-именной указатель, работа с которым помогает обнаруживать и устанавливать внутритемные связи. Во втором учебнике, как это принято в современных учебниках, имеются сквозные рубрики, выделенные в отдельные фрагменты. Ещё одной особенностью оформления этого учебника является специальное оформление страницы, открывающей новую главу и завершающую её. В начале главы её название сопровождается фрагментом оглавления, в котором перечислены названия параграфов и рубрикой «Знаете ли вы...». В конце главы имеются «Подведение итогов», «вопросы для обсуждения» и сведения о литературе и сайтах, на которых можно получить дополнительную информацию по изучаемой теме.

В первом учебнике многие из указанных рубрик также присутствуют, но они не выделены в отдельные визуальные фрагменты. Зато имеются Приложения (всего 12); в них содержатся разнообразные сведения, которые могут стать предметом обсуждения учащихся на разных этапах обучения (в том числе и при подведении итогов изучения темы), а также приведены ответы ко всем задачам, предлагаемым для самостоятельного решения.

Иллюстративный материал в обоих учебниках представлен фотографиями, схемами, рисунками, диаграммами, портретами учёных. В обоих учебниках иллюстрации снабжены соответствующими подписями. В первом учебнике иллюстрации имеют сквозную нумерацию, позволяющую безошибочно привязывать их в конкретному фрагменту текста. Во втором учебнике в каждом параграфе рисунки обозначаются литерами «а, б, в...». В отдельных случаях, например, когда буквенные обозначения используются для обозначения деталей на самих иллюстрациях, это может затруднять понимание. Кроме того, как уже отмечалось выше, во втором учебнике в качестве оформления применяются цветные фоновые изображения, которые, как правило, не несут особой смысловой нагрузки и могут рассеивать внимание учащегося.

Важную роль в системно-деятельностном обучении играет аппарат организации самостоятельных работ (исследований) и наблюдений. К сожалению, этот элемент организационной функции в большинстве учебников физики представлен весьма слабо. И учебники астрономии тоже страдают в этом отношении. Справедливости ради, следует отметить, что в первом учебнике ученикам предлагается выполнить 14 заданий практического характера (они легко могут стать основой организации учебно-исследовательской или проектной деятельности), кроме того, имеется 2 приложения, в которых даются рекомендации по проведению астрономических наблюдений и описаны приёмы работы с подвижной картой звёздного неба. Во втором учебнике (рубрика «Мои астрономические исследования») представлены 3 задания, ориентированные на проведение натурных наблюдений, при этом одно из них требует применения телескопа, а другое – по существу относится скорее к математике (построение эллипса и изучение его основных точек и параметров).

Аппарат организации усвоения, помогающий организовать контроль и самоконтроль в процессе обучения, в обоих учебниках представлен вопросами и упражнениями (заданиями, задачами). Нам представляется, что в первом учебнике вопросы и упражнения более чётко систематизированы и в большей степени реализуют базовый уровень образования. В ряде параграфов приводятся образцы решения типовых задач, а к задачам для самостоятельного решения приведены ответы. Во втором учебнике вопросы имеют, преимущественно, репродуктивный характер, в то время как большинство заданий далеко выходят за рамки базового уровня по степени сложности и часто требуют обращения к дополнительному материалу, хотя и изложенному в учебнике, но не входящему в примерную программу курса.

Важнейшей функцией учебника, как дидактического средства обучения, является функция систематизации содержания образования (см. таблицу 3). В каждом учебнике должно содержаться систематическое изложение учебного материала, отвечающее требованиям научности, логической последовательности изложения материала, наглядности, доступности. Для учебника астрономии важны также специфические требования, такие, как необходимость описания наблюдений и эксперимента, которые позволяют получить фактический материал для обобщения и построения теории; формулирование научных выводов на основе эксперимента и теории; оптимальное задействование математического аппарата; включение системы вопросов, задач и упражнений, практических заданий.

Оба рецензируемых учебника, безусловно, отвечают требованиям принципов научности, наглядности, доступности и историзма. При изложении материала авторы опираются на описания наблюдений и научных экспериментов и на их основе делают необходимые выводы. Что касается математического аппарата, то следует отметить, что в первом учебнике при проведении выкладок и расчётов применяется принятая в учебниках по физике система обозначения физических величин и даются ссылки на прецеденты использования соответствующих величин, законов и формул в курсе физики. В обоих учебниках в большинстве случаев применено индуктивное построение изложения учебного материала.

При этом следует отметить, что систематизация содержания образования предусматривает не только рассмотрение (изложение) предусмотренных стандартом элементов содержания, но и установление связей между ними, выстраивание иерархии этих элементов, установление взаимодействия с внешними (по отношению к данной системе) объектами (системами) – в данном случае с учащимися, другими школьными дисциплинами. В этом отношении классический учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова представляется более проработанным, так как в нём рассматриваются преимущественно обязательные элементы содержания, именно на них фиксируется внимание учащихся. Это особенно важно, когда курс, весьма значительный по содержанию, изучается за короткий промежуток времени: восемь (!) разделов программы изучается в течение 34 уроков, то есть в среднем по 4 урока на раздел. Отметим также, что те понятия, которые будут неоднократно применяться в последующих частях курса, вводятся более подробно, а в дальнейшем их смысл уточняется при переходе к более сложным объектам. Кроме того, при изложении материала авторы постоянно обращаются к личному жизненному опыту учащихся, к знаниям, которые они получили на уроках физики, географии и математики.

В процессе обучения чрезвычайное значение имеет критериальная функция учебника. Она связана с организацией формирующего и констатирующего контроля знаний учащихся. Снова напомним, что принципиальной особенностью вводимого курса является его большое по объёму и важное для формирования и обобщения естественнонаучных знаний содержание и небольшое время обучения. Именно поэтому система контроля знаний должна быть оптимальной и эффективной. В рецензируемых учебниках (см. таблицу 4), она представлена в основном традиционными рубриками, расположенными в конце каждого параграфа: «Вопросы», «Упражнения», «Задания».

Как это следует из сопоставления учебников в таблице 4, система контроля, позволяющая организовать формирующий контроль знаний и умений учащихся, в учебнике Б. А. Воронцова-Вельяминова в большей степени отражает базовый уровень изучения предмета и охватывает практически все обязательные элементы содержания и формируемые умения. Она содержит существенно больше вопросов (126 против 73 в учебнике В.М.Чаругина), позволяющих проверить репродуктивные умения работы с текстом учебника; предусматривает обучение решению типовых задач (всего 76 задач против 21 в учебнике В. М. Чаругина) и содержит образцы решения задач (они выступают в качестве эталона, с которым учащиеся могут сравнивать результаты самостоятельного решения в процессе самоконтроля и самооценки умения решать задачи). Все задачи построены на основе обязательных элементов содержания.

Кроме того, для формирования умений проводить наблюдения, подмечать закономерности процессов, делать выводы из наблюдений, применять знания в различных типовых и измененных ситуациях учащимся предлагается выполнить 14 заданий, многие из которых могут легко трансформироваться в проектные и учебно-исследовательские работы. Выполнение этих заданий не требует сложного оборудования. В учебнике В.М. Чаругина подобных заданий всего 2, причем одно из них требует применения телескопа (!).

Интегративная функция учебника – чрезвычайно важная функция для предмета, призванного формировать естественнонаучную картину мира и научное мировоззрение. Этот курс предполагает обобщение знаний и умений,

приобретённых учащимися при изучении предметов естественнонаучного цикла на всех предшествующих ступенях обучения и в 10 – 11 классах старшей школы. В связи с этим, конечно, логично было бы проводить преподавание этого курса в конце 11 класса, когда основные предметы естественнонаучного цикла уже изучены.

Известные причины не позволяют перенести изучение этого курса в конец 11класса, поэтому предполагается, что школа может сама выбрать один из вариантов, предложенных МО и Н. Среди учителей бытует мнение, что в варианте, когда курс астрономии изучается в 10 классе, нельзя брать учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, ведь «он предназначен для 11 класса» (!). Но и учебник В. М. Чаругина, по существу, полноценно может изучаться только в 11 классе. Поэтому учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова может использоваться при обучении школьников в 10 классе с тем же успехом, что и учебник В. М. Чаругина. (Заметим в скобках, что варианты изучения данного курса, предложенные МО и Н, не являются единственно возможными, вполне можно реализовать обучение астрономии как обобщающего курса, если избавиться от сложившихся представлений и стереотипов формирования учебного плана).

К сожалению, интегративная функция реализована в рассматриваемых учебниках весьма слабо. При этом, как показывает сравнительный анализ содержания учебников, в первом учебнике она выражена в большей степени, чем во втором, что весьма удивительно, так как учебник В. М. Чаругина создавался в наши дни, когда проблема интеграции знаний достаточно обоснована и проработана. В обоих учебниках реализован первый элемент интегративной функции – внутрипредметные связи.

В первом учебнике в явном виде реализованы очевидные межпредметные связи астрономии с физикой, географией и математикой; во втором учебнике эти связи, если они и предполагались, – неявные. Третий элемент интегративной функции – внутрипредметный перенос – не реализован ни в одном из рецензируемых учебников.

Оставшиеся две функции современного учебника – мотивационная и развивающая – к сожалению, отдаются на усмотрение учителя, которому предстоит преподавать новый школьный предмет. В этом смысле ни один из рецензируемых учебников нельзя с уверенностью отнести к учебниками нового поколения.

В заключение заметим, что в преподавании астрономии с использованием рецензируемых учебников необходимо учитывать их специфику. Поскольку учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова (хотя он существенно дополнен современным материалом) хорошо знаком большинству преподающих физику учителям и укладывается в логику традиционных технологий обучения. Так как содержание учебника знакомо учителям, то у тех, кто работает преимущественно в рамках традиционных технологий обучения с применением элементов инновационных технологий, будет больше возможностей для детальной подготовки к урокам с целью повышения эффективности обучения по этому учебнику. В этом случае можно с большей долей вероятности предположить, что планируемые результаты обучения будут достигнуты.

Учителям, выбравшим учебник В. М. Чаругина, предстоит не только осваивать содержание курса астрономии, в котором представлены многочисленные новые сведения, зачастую не являющиеся обязательными элементами содержания, но и позаботиться о том, как эти сведения будут отработаны и усвоены учащимися и, в конечном счете, включены в их систему знаний. Можно было бы рекомендовать этот учебник преимущественно для учащихся, обучающихся в классах с углублённым изучением физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1039 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz