Пятница, 26.04.2024, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Главная » 2017 » Декабрь » 3 » Анализ урока с позиции деятельностного подхода в обучении
20:58
Анализ урока с позиции деятельностного подхода в обучении

Анализ урока с позиции деятельностного подхода в обучении

(по материалам к.п.н., доцента каф. географии Г.А.Русских)

 

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, основная нагрузка в изучении нового материала и его применении в практической деятельности «ложится на плечи» обучающихся. Важно, что на всех этапах урока школьники вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность. Новый стандарт потребовал от учителя выполнения новых функциональных обязанностей, а именно учителя-консультанта, организатора, исследователя, научного руководителя, диагноста, эксперта.

Одно из направлений работы учителя в современных условиях – осуществление педагогической диагностики с целью выявления проблем, связанных с введением нового стандарта. Педагогическая диагностика характеризуется следующими особенностями:

- выполняет служебную функцию внутри образовательного процесса, т.е. позволяет изучать личность педагога и ученика в непосредственно учебной деятельности;

- позволяет выявить те изменения в деятельности учителя и ученика, которые происходят под действием целенаправленного образовательного процесса;

- обеспечивает исследование субъекта обучения с целью его преобразования.

Основные функции педагогической диагностики:

1.Собственно диагностическая - способствует определению уровня достижения школьников и уровня профессиональной компетентности учителя.

2.Оценочная - позволяет дать качественную и количественную характеристику деятельности участников образовательного процесса.

3.Аналитическая – способствует выявлению причинно-следственных связей между условиями достижения цели планируемыми результатами обучения.

4.Коррекционная – направлена на изменения действий учителя и учащихся с целью устранений негативных последствий обучения.

5.Информационная – способствует получению достоверных сведений о состоянии учебного процесса, об уровне достижений образовательных результатов.

Перечисленные особенности и функции педагогической диагностики позволяют проанализировать урок как продукт творческой деятельности учителя и ученика, определить проблемы и перспективы в развитии образовательного процесса.

С позиций реализации системно деятельностного подхода в обучении Г.А.Русских выделяет 5 этапов анализа урока:

1.Отбор содержания, методов и средств обучения;

2.Формированиее УУД в процессе выполнения самостоятельной работы;

3.Формирование ИКТ-компетентности школьников;

4.Реализация стратегии смыслового чтения, работа с текстом;

5.Оценка достижения планируемых результатов.

Рассмотрим особенности каждого этапа.

 

Отбор содержания и средств обучения определяет соотношение дидактического обоснования урока и требований ФГОС.

Программа включает следующие этапы:

1.Как сформулирована тема урока?

2.В режиме какой образовательной технологии осуществляется образовательный процесс?

3.Какой типологии (классификации) уроков придерживается учитель?

4.Как сформулированы ведущие целевые установки и ожидаемые результаты?

4.1.Предметные результаты.

4.2.Метапредметные результаты: познавательные коммуникативные, регулятивные.

4.3.Личностные результаты.

5.С помощью каких методов учительдостигае планируемых результатов?

6. Как на уроке обеспечивается дифференциация обучения?

7.Какие формы организации познавательной деятельности обучающихся применяет учитель?

8.Какой комплекс средств обучения использует учитель для достижения планируемых результатов?

Делается вывод о соответствии содержания урока, методам и средств обучения требования стандарта.

 

На этапе формирования УУД в процессе выполнения обучающимися самостоятельной работы определяется соответствие содержание задания для самостоятельной работы требования формирования УУД. Важно, что задание школьники выполняют в процессе изучения нового материала.

Программа анализа урока:

1.Как с помощью выполнения задания для самостоятельной работы достигаются предметные результаты обучения школьников?

2.Как с помощью задания для самостоятельной работы учитель способствует формированию УУД?

2.1.Познавательных.

2.2.Регулятивных.

2.3.Коммуникативных.

2.4.Личностных.

Делается вывод, как с помощью заданий для самостоятельной работы школьников на этапе изучения нового материала учитель достигает предметных результатов обучения и формирует УУД.

 

На этапе формирования ИКТ-компентности школьников анализируется соответствие использования учителем ИКТ-технологий требованиям формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

Здесь анализируется следующие вопросы:

1.На каких этапах учитель использует ИКТ технологии?

2.Как соблюдаются требования техники безопасности, учитывается специфика работы с различными экранами?

3.Какие приемы ИКТ-технологий использует учитель в процессе урока?

4.На каком уровне учитель владеет приемами ИКТ-технологий?

5.Как учитель создает условия для школьников по использованию в процессе обучения ИКТ-технологий?

Делается вывод о соответствии использования ИКТ-технологий требованиям нового ФГОС по формированию. ИКТ-компетентности обучающихся.

 

Важным условием развития познавательной активности обучающихся является работа с учебным текстом. Учебный текст на уроке может быть представлен в различных формах: на бумажном или электронном носителе; в форме устной информации; в формате наглядных средств обучения, наблюдений и т.д. Важно, чтобы работая с информацией, школьник обучается пониманию смысла учебного текста; переосмыслению полученной информации, структурированию информационных блоков и созданию нового авторского текста. Результат работы с блоком новой информации – авторский текст, который школьник предъявляет учителю и одноклассникам в процессе «обратной связи».

На данном этапе анализируется, насколько соответствует требованиям стандарта содержание задания для самостоятельной работы школьников стратегии смыслового чтения. Здесь следует ответить на вопросы:

1.Какие источники информации школьники используют на учебном занятии?

2.Как учитель обучает школьников поиску информации и пониманию прочитанного?

3.Как учитель организует работу с текстом, обучает обучает преобразованию и интерпретации информации?

4.Как учитель способствует оценке информации в процессе работы с учебным текстом?

5.Какие приемы работы с учебным текстом являются наиболее результативными на данном уроке?

Делается вывод о соответствии приемов учебной работы с текстом на уроке – стратегии смыслового чтения; определяется уровень владения школьниками умениями осуществлять поиск информации, понимать прочитанное , интерпретировать и оценивать информацию.

 

Важное направление реализации ФГОС – оценка достижения планируемых результатов, которые представляют собой ведущие целевые установки и ожидаемые результаты освоения всех компонентов основной образовательной программы. Определить уровень достижения школьников по результатам познавательной деятельности на уроке – задача 5 этапа анализа урока.

Программа анализа оценки достижения планируемых результатов обучения:

1.Как учитель обеспечивает положительную мотивацию и стимулирует познавательную деятельность школьников?

2.Как учитель организует «обратную связь» в процессе урока?

3.Какие критерии оценки использует учитель для определения уровня достижения школьников?

4.Как школьники осуществляют самоконтроль,(самопроверку), взаимоконтроль (взаимопроверку)?

5.Как учитель подводит итоги достижения школьниками планируемых результатов?

Делается вывод о соответствии образовательной деятельности учителя и обучающимися достижению цели учебного занятия; определяется эффективность способов организации самостоятельной познавательной деятельности школьников по достижению планируемых результатов.

Суммируя анализ каждого этапа урока, получаем комплексную педагогическую дианостику деятельности учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов в процессе реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

 

 

Просмотров: 508 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz