Воскресенье, 05.05.2024, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Главная » 2012 » Октябрь » 30 » Протокол №2 РМО учителей физики и информатики
09:08
Протокол №2 РМО учителей физики и информатики

 

Протокол №2

заседания методического объединения учителей физики и информатики

 

от 12 октября 2012 года

Место проведения: МКОУСОШ  №2 г. Малмыжа

Время начала заседания: 9 ч

Присутствовало: 16 чел.

 

На заседании присутствовали:

1.      Гайфутдинова Ф.Ф. МОУСОШ с. Калинино

2.      Исламов И.Э. МКОУСОШ с. Новая Смаиль

3.      Зинатова Р.Н. МКОУСОШ с. Тат-Верх-Гоньба

4.      Халиуллина Р.М. МКОУСОШ с. Тат-Верх-Гоньба

5.      Хлюпина Г.Н. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа

6.      Шаромов Ю.Ю. МКОУСОШ с УИОП №1

7.      Мубаракова Л. Н. МКОУСОШ с. Старый Ирюк

8.      Гарипова Ф. Г. МКОУСОШ с. Рожки

9.      Морозова Н. М. МКОУСОШ с. Рожки

10.  Веретенцева И. В. МКОУСОШ с. Савали

11.  Александрова Н. И. МКОУСОШ с. Большой Китяк

12.  Пайметьева Т.А. МКОУООШ д. Кинерь

13.  Бусыгина К. А. МКОУООШ с. Старый Бурец

14.  Сметанина Н. А.. МКОУООШ д. Новый Кокуй

15.  Романов С. Н. МКОУООШ с. Каксинвай.

16.   Осипова Е. А. МКОУООШ д. Арык.

 

Тема: «Основы алгоритмизации и программирования на уроках информатики»

Цель: Научить учителей информатики на практике основам алгоритмизации и программирования

План

1.      Выступление по теме: а Алгоритмизация и программирование в школьном курсе информатики. Руководитель РМО учителей физики и информатики Исламов И. Э.

2.      Практические занятия. Учитель физики и информатики МКОУСОШ с УИОП г. Малмыжа Шаромов Ю.Ю. и учитель физики и информатики МКОУСОШ с. Новая Смаиль Исламов И.Э.

3.      Представление заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике.

4.      Обсуждение Положения районного конкурса презентаций по физике и информатике.

 
В своем вступительном слове руководитель РМО Исламов И.Э. поздравил присутствующих педагогов с прошедшим Днем учителя, пожелав успехов в труде и понимания учеников. Особо были отмечен учителя, получившие за прошлый учебный год почетные грамоты Департамента образования Кировской области и районного управления образования.  Так. Почетных грамот Департамента образования Кировской области были удостоены учетеля физики и информатики МКОУСОШ с. Новая Смаиль Исламов И.Э. и МКОУСОШ с УИОП №1 Шаромов Ю.Ю. Грамоты РУО Малмыжского района получили учителя:

Хлюпина Г.Н. МКОУСОШ №2 г. Малмыжа учитель физики

Дегтярева Н.Л. МКОУООШ с. Мари-Малмыж учитель информатики

Зинатова Р.Н. МКОУСОШ с. Тат-Верх-Гоньба учитель физики

Киселева Н.А. МКОУСОШ с. Ральники учитель физики и информатики

 

Пожелав им дальнейших творческих успехов, перешли к основным вопросам заседания.

1.      Юсупова Алгоритмизация и программирование в школьном курсе информатики

 

Руководитель РМО учителей физики и информатики Исламов И. Э.

 

Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.

Чрезмерное увлечение «пользовательской компонентой» вытеснило изучение этих вопросов не только из некоторых профильных курсов, но даже из ряда учебников. При явном улучшении оснащения школ компьютерной техникой уровень общеобразовательной подготовки выпускников заметно снизился.

По мнению  ученых и специалистов в области образования вопросы, связанные с алгоритмизацией и программированием являются фундаментальными и обязательно должны изучаться на вводных курсах информатики вне зависимости от дальнейшего профиля обучения.

Инструментальный характер программирования позволяет учащимся хорошо усвоить основные идеи алгоритмизации на практике, но этот подход требует много учебного времени. Как известно, на базовом уровне на информатику выделяется только 1 час в неделю.

Методика предполагает наличие начальных знаний по алгоритмизации, программированию и обработке числовой информации в электронных таблицах в объеме стандартного базового курса информатики. Учащимся предлагается:

·         решить одну и ту же задачу средствами одного из процедурных языков программирования (Basic или Pascal) или средствами электронных таблиц MS Excel;

·         самостоятельно сравнить эффективность каждого из подходов;

·         выбрать наиболее оптимальное инструментальное средство решения данной задачи.

Использование различных методических подходов при изучении алгоритмизации и программирования позволяет наиболее эффективно познакомить учащихся с этими фундаментальными вопросами и подготовить выпускников к пониманию современных вузовских курсов информатики.

В Примерной программе программированию уделено заметное место. Там указаны следующие вопросы для рассмотрения: языки программирования, их классификация; правила представления данных; правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла; правила записи программы; этапы разработки программы: алгоритмизация — программирование — отладка — тестирование. В программу включен также большой объем практических работ по программированию. Вопросы по программированию входят практически в каждый экзаменационный билет по информатике для 11-го класса. Более 30% баллов ЕГЭ по информатике приходятся на вопросы по данной теме, а с учетом логики, включенной в  этот же раздел, — более 40%. Различные этапы Всероссийской олимпиады по информатике — от первого школьного этапа до пятого заключительного — фактически представляют собой олимпиады по алгоритмизации и программированию.

Изучение основ алгоритмизации и программирования в базовом курсе информатики осуществляется на структурных языках программирования BASIC и PASCAL. С развитием новых информационных технологий, основанных на принципах объектно-ориентированного программирования, становится актуальным вопрос изучения объектно-ориентированного программирования в  рамках профильных курсов. 

Программирование традиционно относят к сложным темам школьного курса информатики, признавая при этом, что именно решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» в максимальной степени способствуют развитию алгоритмического стиля мышления, который формирует общеучебные умения и навыки, т.е. умение разбить задачу на подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой задачи при решении сложной.

Вопросы по теме «Алгоритмизация и программирование»  имеются во всех трех частях экзаменационной работы и составляют большую часть заданий в отличие от других блоков. Из заданий этого раздела  состоит вся третья часть (часть С), которая является основным для поступления в вуз по профилю.

 

Для успешной сдачи экзамена по информатике учащиеся должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как практика подготовки к ЕГЭ показывает, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, какую важную роль занимает изучение линии «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.

 

Практическое занятие.

Введение в программирование на основе программной оболочки Kturtle (Черепашка).

 

Черепашка- это образовательная программная оболочка для изучения языка программирования Лого.  KTurtle великолепно подходит для обучения детей основам математики, геометрии и программирования. Все команды, используемые для программирования, сделаны в стиле Logo. Отличительной особенностью языка Logo является то, что все его команды переведены на родной язык программиста.

Пакет KTurtle назван так по главному персонажу программы — Черепашке. Пользователь управляет передвижениями Черепашки, используя команды языка Logo, для рисования на холсте.

KTurtle обладает замечательными особенностями, которые позволят начать программировать легко и непринуждённо. Вот небольшой список особенностей KTurtle:

l        Технология упрощённого программирования Выполнение можно замедлить и остановить в любое время.

l        Полноэкранный режим.

l        Мощный редактор команд Logo с подсветкой синтаксиса, нумерацией строк и многим другим.

l        Холст с результатом работы программы может быть сохранено как изображение или распечатано.

l        Холст имеет функцию переноса Черепашки на другой край при достижении границы, так что вам будет сложно её потерять.

l        Все команды Logo могут быть переведены на любой язык.

l        Диалог с сообщениями об ошибках, знакомящий детей с отладкой.

l        Множество прилагаемых примеров программ на Logo, переведённых на разные языки, помогут быстрее освоиться новичку.

 

Главное окно KTurtle имеет две основных области: редактор кода, расположенный слева, который предназначен для ввода команд Logo и холст, расположенного справа, на котором выводятся результаты выполнения команд. Холст — место для игр Черепашки, где она перемещается и рисует. Также в главном окне есть меню, из которого производится управление программой, панель инструментов, которая предоставляет быстрый доступ к часто используемым действиям и строка состояния, на которой показывается различная информация о состоянии Kturtle.

Редактор кода предназначен для ввода команд Logo. Он обладает всеми возможностями, присущими современному редактору. Большинство команд вызывается из меню Правка и Сервис. Редактор кода может быть «прилеплен» к любой границе главного окна или же, будучи выведен как отдельное окно, располагаться в любом месте рабочего стола.

Существуют разные пути получения кода в редакторе. Простейший — использовать готовый пример. Для этого необходимо вызвать пункт Файл->Открыть пример в меню Файл и выбрать необходимый пример в появившемся диалоге. Имя файла говорит о том, что данный пример демонстрирует (например square.logo (англ. — квадрат) предназначен для построения квадрата). Выбранный файл будет открыт в редакторе кода и его можно будет запустить на выполнение, вызвав Файл->Выполнить сценарий.

Вы можете открывать файлы Logo, вызывая пункт Файл->Открыть.

Третий путь — ввод кода в редакторе вручную или вставка его из буфера обмена.

Справа в строке состояния показывается текущая позиция курсора.

Первые шаги в Logo: встречаем Черепашку!

Вы, наверное, уже заметили Черепашку в центре холста, осталось только научиться, как управлять ею, используя команды в редакторе кода.

Движения Черепашки

Давайте начнём с изучения движений. Наша Черепашка может перемещаться тремя способами: (1) передвигаться вперёд и назад, (2) поворачивать направо или налево или (3)перескочить сразу к определённой точке холста. Попробуйте, например, это:

вперёд 100

налево 90

 

После этого запустите на код исполнение (Файл->Выполнить сценарий) и посмотрите результат.

 


 

нов_размер_холста 200,200

нов_цвет_холста 0,0,0

нов_цвет_пера 255,0,0

нов_ширина_пера 5

очисти

иди 20,20

направление 135

вперёд 200

налево 135

вперёд 100

налево 135

вперёд 141

налево 135

вперёд 100

налево 45

иди 40, 100


 

нов_размер_холста 200,200 устанавливает ширину и высоту холста в 200 пикселей. Ширина и высота одинаковы, холст будет квадратным.

нов_цвет_холста 0,0,0 задаёт чёрный цвет холста. 0,0,0 — это комбинация красной, зелёной и синей (по-английски: red, green, blue, или сокращённо RGB) составляющих цвета, если все значения установлены в 0, получится чёрный цвет.

нов_цвет_пера 255,0,0 устанавливает красный цвет для пера. 255,0,0 — это комбинация красной, зелёной и синей составляющих цвета, где красная составляющая равна 255, а все остальные — 0. Результатом будет красный цвет.

Если вы не разбираетесь в задании значений цвета, обратитесь к разделу глоссария «Коды цветов».

нов_ширина_пера 5 устанавливает толщину (размер) пера в 5 пикселей. С этого момента Черепашка будет рисовать линию толщиной 5 до тех пор, пока мы не зададим другую толщину пера.

очисти очищает холст.

иди 20,20 указывает Черепашке перескочить в определённое место холста. Отсчитывается от верхнего левого угла, в данном случае Черепашка должна перескочить на 20 пикселей влево от левой границы холста и на 20 пикселей вниз от верхней границы холста. Примечание: при использовании этой команды, Черепашка не рисует линию.

направление 135 задаёт направление Черепашки. Команды налево и направо изменяют направление Черепашки на заданный угол относительно текущей позиции. Команда направление изменяет направление Черепашки на заданный угол относительно 0 и не обращает внимание на предыдущее направление.

После команды направление следует множество команд вперёд и налево. Эти команды выполняют рисование.

В конце используется ещё одна команда иди для отвода Черепашки в сторону.

 

Некоторые примеры программирования в среде Черепашка.

Рисование круга


 

сброс

очс

нов_размер_холста 500,500

нов_цвет_пера 255,0,0

нов_ширина_пера 5

иди 250, 250

повтори 36 [

вперёд 5

направо 10

]

Вложенные квадраты

сброс

иди 250,250

нов_размер_холста 500,500

x=240

y=260

a=0

r=0

повтори 20 [

иди x,y 

вперёд 20+a

направо 90

вперёд 20+a

направо 90

вперёд 20+a

направо 90

вперёд 20+a

направо 90

y=y+10

a=a+20

x=230-r

r=r+10

]

 

Опрос

 

сброс

очс

нов_размер_холста 500,500

иди 15,250

a = окно_вопроса "Сколько вам лет?"

b = 18 - a

если a<18 [

напиши "Через " + b + " лет вам будет разрешено водить машину."

]

если a>=18 [

напиши "Вы уже" + b + " лет можите водить машину."

]

 

2.      Программирование на языке высокого уровня Паскаль. Практическая занятие.

Выступление учителя физики и информатики МКОУСОШ №1 Шаромова Ю.Ю.

Шаромов Юрий Юрьевич один из немногих учителей информатики, который давно и серьезно занимается программированием на языке Паскаль в своей школе. Его ученики ежегодно участвуют в районной олимпиаде по информатике, занимая призовые места. Поэтому было очень полезно ознакомиться с опытом его работы. а некоторым учителям начать самим осваивать язык Паскаль.

Обучение программированию на Паскале Юрий Юрьевич рекомендует начать в программной среде PascalABC. Программа является свободно распространяемой, обладает удобным интерфейсом. Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Содержит мини-версию электронного задачника Programming Taskbook Mini Edition (250 задач), а также урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник (по четыре задания из каждой группы задач).

Структура программы

Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид:

program имя программы;
раздел подключения модулей
раздел описаний
begin
  операторы
end.

Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке.

Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.

Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".

Далее был приведен простой пример создания программы для арифметических операций для двух чисел.

program name;

var a, b, S: real;

begin

writeln (‘Введи стороны а и b’);

readln (a,b);

c:=a*b;

writeln (‘площадь’,S);

end.

 

Ввод данных через пробел 4 5

Площадь 20

 

Затем выступающий привел пример программы с использованием ветвления определения большего из двух чисел.

program MAX;

var a, b, S: real;

begin

writeln (‘Введите два числа а и b’);

readln (a,b);

if a>b then c:=a else c:=b;

writeln (‘наибольшее=’;c);

end.

 

Программу Pascal ABC Юрий Юрьевич предложил скачать со своего сайта http:\\physicinfor.ucoz.ru.

 Выступление по теме вызвало немалый интерес у учителей. Ими было выражено желание заниматься программированием на уроках информатики.

3.      Представление заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике.

Часто у учителей физики возникают трудности с составлением заданий школьной олимпиады по физики. Те задания, которые высылали из РУО были сложны и отпугивали учащихся, экспериментальные задания требовали материалов, которые не имеются в школе. С другой стороны задания не должны быть слишком легкими, чтобы учащиеся могли немного приложить усилия для их решения.

Сочетание этих качеств попытался внести в олимпиадные задания учитель Исламов И.Э. МКОУСОШ с. Новая Смаиль. Представленный материал содержал по пять заданий в каждом классе, в которых пятое задание было экспериментальным. Также к ним прилагались решения с разбалловкой в печатном виде. Экспериментальные задания требовали несложного оборудования. Разбалловка предлагалась из расчета максимум 10 баллов за одну задачу. Представленные материалы понравились учителям. Задачи были опубликованы на сайте РМО.

4.      Обсуждение Положения районного конкурса презентаций по физике и информатике.

По плану деятельности РМО учителей физики и информатики в новом учебном году 21 февраля 2013 года намечено провести первый районный конкурс образовательных презентаций по физике и информатике. В связи, с чем необходимо было рассмотреть положение о конкурсе и внести свои предложения. На суд учителей было представлено Положение  о конкурсе презентаций.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА

  1. Общие положения.

17.  Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса презентаций методического объединения учителей физики и информатики Малмыжского района.

18.  Общее руководство конкурсом осуществляет районный методический кабинет.

  1. Цель конкурса: активизация методической работы в РМО.
  2. Задачи конкурса:

- совершенствование навыков владения информационными  технологиями работниками учреждений образования;

- поиск новых методов и форм использования информационно-коммуникационных технологий в работе;

- выявление и распространение опыта работы методического объединения;

- обновление содержания, форм и методов методической работы в ОУ;

- стимулирование профессионального роста педагогов;

- создание банка методических материалов.

4. Участники конкурса.

 В конкурсе могут принять участие все учителя РМО учителей физики и информатики.  

5. Номинации конкурса:

  • лучший урок
  • лучшее внеклассное мероприятие
  • приз зрительских симпатий
  • лучшая исследовательская работа
  • лучшая практическая работа
  • лучшая методическая разработка

6. Сроки проведения:

21 февраля 2013 года МКОУСОШ с УИОП №1 г. Малмыжа

7. Организация и проведение конкурса.

Конкурс проходит в один этап:

на заседании РМО учителей  физики и информатики.

 8. Общие требования к презентации:

- презентация должна быть выполнена в программе POWER POINT;

- соблюдение правил компьютерного дизайна

 - общий объем работы не должен превышать 7 мин;
- в содержании должны быть раскрыта тема урока, которой посвящена презентация.

9. Победители конкурса.

Победители и призеры награждаются грамотами на районной  августовской конференции 2013 г.

Педагоги внесли некоторые поправки и замечания, и просили согласовать Положение с районным методкабинетом. Положение будет опубликовано на сайте РМО, для ознакомления тем учителям, которые не присутствовали на заседании.

Заседание прошло в плодотворной и конструктивной форме.

 

  Руководитель РМО: _________________(Исламов И. Э.)

Просмотров: 1717 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz