Пятница, 29.03.2024, 14:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Нужны ли реформы в образовании?
Всего ответов: 38
Погода

Главная » 2016 » Март » 26 » Протокол №2 заседания методического объединения учителей физики и информатики
18:54
Протокол №2 заседания методического объединения учителей физики и информатики

Протокол №2

заседания методического объединения учителей физики и информатики

 

от 9 октября 2015 года

Место проведения: МКОУСОШ с УИОП №1 г. Малмыжа

Время начала заседания: 9 ч

Присутствовало: 13 чел.

 

На заседании присутствовали:

1.Гайфутдинова Ф.Ф. МКОУСОШ с. Калинино

2.Исламов И.Э. МКОУСОШ с. Новая Смаиль

3.Вертунова Г. И. МКОУСОШ с. Аджим

4.Зинатова Р.Н. МКОУСОШ с. Тат-Верх-Гоньба

5.Халиуллина Р.М. МКОУСОШ с. Тат-Верх-Гоньба

6.Шаромов Ю.Ю. МКОУСОШ с УИОП №1 г. Малмыжа

7. Москвина Г. Т.  МКОУСОШ №2 г. Малмыжа

8.Москвина И. С. МКОУСОШ с. Рожки

9.Киселева Н. А. МКОУСОШ с. Ральники

10.Пайметьева Т.А. МКОУООШ д. Кинерь

11.Кульдеева С. В. МКОУООШ д. Старый Буртек

12.Русакова Л. А. МКОУООШ д. Мелеть

13.Дегтярева Н. Л. МКОУООШ с. Мари-Малмыж

 

Тема: “ Пропедевтика введения ФГОС. Работа с одаренными детьми ”

Цель: Познакомить учителей с опытом работы по подготовке внедрению ФГОС в основной школе.

План

1.Мастер-класс учителя физики МКОУСОШ с.Ральники Киселевой Н. А. по теме: «Решение ситуационных задач по физике».

2.Выступление учителя математики и физики МКОУООШ д. Старый Буртек Кульдеевой С. В. по теме «Работа с одаренными детьми в основной школе.

 

Мастер-класс учителя физики МКОУСОШ с.Ральники Киселевой Н. А. по теме: «Решение  ситуационных задач на уроках физики как один из методов формирования ключевых компетенций школьников»

 

         Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Сегодня процесс усвоения знаний организуется более разнообразно. Даже если знания усваиваются традиционными методами, их усвоение предполагает иные способы оценивания, например в виде эссе и отчётов, решения ситуационных задач, рационализаторских и изобретательских задач и т. д. Какими методами можно формировать ключевые компетенции и определять их сформированность ? В своем 

выступлении Надежда Андреевна привела некоторые методы и приёмы, которые, на ее взгляд, редко используются, но более эффективны в формировании ключевых образовательных компетенций.

 Какими методами можно формировать ключевые компетенции и определять их сформированность?

Одним из путей решения этой задачи видится в систематическом использовании решения ситуационных задач.

В 1972 году профессор Давыдов В.В. предложил выделять ключевые ситуации  в учебных предметах. С 2000 года кандидат физико-математических наук Гендейнштейн Л.Э начал использовать в школьном курсе физики ключевые ситуации.

В Гарвардском университете уже давно применялся так называемый метод (case-studio), т.е. метод конкретных ситуаций (от анг. Case - случай, ситуация) - метод активного проблемного ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций. Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения.

Суть заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.  В ходе использование на уроке ситуационных задач (СЗ),   ученик приобретает и пополняет знания за счет анализа различного рода ситуаций, что   является хорошим  средством организации активного изучения физики. Решение конкретных ситуаций, позволяет развивать умение прогнозировать, оценивать, предвидеть. Ситуационная задача носит ярко выраженный практический характер. Для ее решения необходимы знания не только по физике, но и по другим учебным предметам. Решение таких задач всегда предполагает выход ученика за рамки учебного процесса.

     Модель ситуационной задачи включает:

 1. название задания;

 2. личностно – значимый познавательный вопрос;

 3. текст;

 4. задания для работы с данным текстом.

 Основными этапами работы с применением  СУЗ  является: 1. ознакомить с ситуацией; 2. определить, что решить; 3. дискуссия и выбор правильного варианта ответа  

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

 

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

 Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, 

составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.

На основе таксономии целей по К. Блуму Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных  предметов.

Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов.

  1. Построение задач на основе вопросов к параграфам в учебнике.
  2. Может быть основан на выделенных в научных исследованиях, типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику. Например, создание объектов с заданными свойствами, разработка технологии объекта с заданными свойствами, управление технологическим объектом и т. д.
  3. Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
  4. На основе содержания учебника целесообразно составлять ситуационные задачи тогда, когда она носит характер развития потребности в знаниях. Для того, чтобы создать такую задачу, достаточно выбрать один или несколько фрагментов текстов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме и, используя конструктор задач, разработать само задание.

Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности.

В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволит использовать данный способ при решении широкого круга однотипных задач. Примеры ситуационных задач, используемых в 7-9 классах.

Рассмотрим подробно решение задачи         «Гром-камень»

Личностно – значимый познавательный вопрос : Санки, скатившись с горы, вскоре останавливаются, как и велосипед, если велосипедист прекращает вращать педали. Причиной всякого изменения скорости движения является сила. Какая сила действует на каждое движущееся тело и изменяет его скорость?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Жил был валун…Жил тысячу лет. А может и миллион. В дремучем лесу на Ижорской земле.

Жил в одиночестве, пока в 1768 году казенный крестьянин Семен Вешняков не наткнулся на это чудо природы. Находка была торжественно названа Гром-камнем: якобы из-за того, что в валун ударила молния.

В это самое время Екатерина II вознамерилась воздвигнуть памятник  Петру I. Для постамента к «медному всаднику» требовался хороший валун. Неотесанный камень призван был символизировать допетровскую Русь, которую «обработал» царь-реформатор.

Бросили народный клич: «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали обращение к читателям, которые пожелали бы «для постановления… монумента гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».  И через некоторое время в столице объявился Семен Вишняков со своей историей о Гром-камне. В лес, на указанное крестьянином место, была отправлена специальная комиссия. Чиновники обнаружили до половины ушедший в землю, покрытый мхом, да еще и с деревцом на макушке, Гром-камень с мягкими, немного аморфными формами. Встал вопрос, как доставить это чудо,весом 1600 тонн.

 

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

 Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, 15 ноября 1769 году началась уникальная операция по транспортировке камня, которая продолжалась более 9 месяцев. Организаторы процесса долгое время не представляли, как доставить это «дикую скалу» в столицу. По легенде, некий слесарь по фамилии Фюгнер предложил идею «шаровой машины», проверенную на небольшой модели. Камень чисто стесанной поверхностью «низа» ставился на мощную опорную раму («сани»), выполненную из двух составных деревянных брусьев. В нижней части брусьев, жестко скрепленных тяжами и распорами в цельную раму, врезаны были литые медные опрокинутые вниз желоба. Этим брусьям отвечали направляющие рельсовые брусья с такими же желобами, укладываемые на безупречно подготовленное полотно зимней дороги. Опорная рама — «сани», загруженная камнем, укладывалась на бронзовые шары (по 15 штук с каждой стороны), помещенные в нижних желобах рельсовых брусьев, и усилиями мужиков и солдат с помощью воротов и блоков приводилась в движение. Шары периодически смазывались свиным жиром. Таким образом, с помощью инженерной мысли и физической мощи русского народа Гром-скала прибыл в Санкт-Петербург - чтобы стать постаментом для Петра I.  

Перед этим камень довольно сильно пообтесали, «сгладив» мощь и мягкие черты.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

Какие еще известные наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения? В чем заключаются причины трения? Какие виды трения различают?

Понимание

Какое изобретение человечества заменило трение скольжения трением качения?

Применение

Где в природе и технике нужно учитывать трение?

Какую роль играет трение в жизни животных и растений?

Анализ

Трение полезно или вредно? Почему при транспортировке Гром-камня использовались бронзовые шары?

 Синтез

Какими способами можно уменьшить трение? Увеличить трение? Какими приемами уменьшали трение при перемещении Гром-камня?

Оценка

1.Каким способом можно было бы осуществить транспортировку Гром-камня в наше время? Рассчитайте грузоподъемность транспортного средства для его перемещения.

2.Представьте себе воображаемую ситуацию, если бы сила трения вдруг исчезла?

Тема  «Вес тела». 9 класс.

Задача  «Золото».

Акционерное общество «Старатель» решило преумножить свой капитал, покупая золото на экваторе и продавая его в Антарктиде. Помогите руководителю акционерного оценить реальность этой идеи.

Ответьте на вопросы:

1.Почему могла возникнуть такая идея с точки зрения физики?

2.Какими весами (пружинными или рычажными) ему надо пользоваться?

3.Какие весы (пружинные или рычажные) измеряют массу прямым способом, а какие косвенным?

4.При измерении на пружинных весах, с какой физической величиной сравнивается масса тела?

5.По какой формуле можно рассчитать вес тела?

6.Как называется коэффициент  g в формуле?

7.От чего зависит g?

8.Чему равно g на экваторе и в Антарктиде?

9.Где вес больше на экваторе или в Антарктиде? На сколько?

  Тема: «Неравномерное движение. Скорость»   9 класс.

Задача «Кто прав?»

Представьте,  что вы стали свидетелем спора между сотрудником ГАИ и водителем. Сотрудник ГАИ, контролируя соблюдения правил дорожного движения водителями транспортных средств, измерил скорость проезжающего мимо него автомобиля специальным прибором. На экране прибора он увидел цифру 70, что соответствует скорости 70 км/час. Вверх поднялся милицейский жезл. Автомобиль остановился. Представившись сотрудником ГАИ, обвинил водителя в превышении максимально допустимой скорости движения транспортного средства. В свою очередь  водитель не согласился. Он выехал из города в 8.00. утра. Часы показывали 13.00., он проехал 100 км. 

1.Кто прав в этом споре и почему? Обоснуйте свою точку зрения [2].

2.Как определил скорость сотрудник ГИБДД?

3.Как определил скорость автомобиля водитель?

4.Какой прибор измеряет скорость на автомобиле?

5.Какую скорость определил водитель по путевому листу?

Задача «Безнаказанное хищение». (Тепловые явления)

«На линии Ленинград — Москва каждую зиму пропадает совершенно бесследно несколько сотен метров дорогой телефонной и телеграфной проволоки, и никто этим не обеспокоен, хотя виновник исчезновения хорошо известен. Конечно, и вы знаете его: похититель этот …»

 Ответьте на вопросы.

1. Кто виновник исчезновения?

2.О каком физическом явлении идет речь?

3.Сказывается ли это на работе телефонной связи?

4. Если каждую зиму будет исчезать 500метров медной  проволоки, то, за какое время провод исчезнет совсем?

5. Есть ли способ,  предотвратит это воровство?

6. Возможно ли такое «воровство» с другими техническими объектами, например, с рельсами и мостами?

7. Следует ли учитывать данный факт инженерам и конструкторам при строительстве и создании технических объектов и сооружений?

Подсказки и ответы.

«…медная телефонная проволока удлиняется от теплоты в 1,5 раза больше, чем сталь. Но здесь уже нет никаких пустых промежутков, и потому мы без всяких оговорок можем утверждать, что телефонная линия Ленинград — Москва зимой метров на 500 короче, нежели летом. Мороз безнаказанно каждую зиму похищает чуть не полкилометра проволоки, не внося, впрочем, никакого расстройства в работу телефона или телеграфа и аккуратно возвращая похищенное при наступлении теплого времени».

Но, когда такое сжатие от холода происходит не с проводами, а с мостами, последствия бывают подчас весьма ощутимы. Вот что сообщали в декабре 1927 г. газеты о подобном случае:

“Необычайные для Франции морозы, стоящие в течение нескольких дней, послужили причиной серьезного повреждения моста через Сену, в самом центре Парижа. Железный остов моста от мороза сжался, отчего вздулись и затем рассыпались кубики на покрывающей его мостовой. Проезд по мосту временно закрыт”.

   Тема «Кипение»  8 класс, 10 класс.

Задача «Кухня народов мира. Ты любишь шашлык?»

   Приготовление мяса на открытом огне принято в кулинарии практически всех народов, проживающих в горах и занимающихся скотоводством. Сегодня такое мясо, приготовленное на древесных углях, называют шашлыком. История возникновения шашлыка уходит своими корнями в далекую древность. Тогда, когда люди только еще познакомились с огнем и начали зажаривать на костре, добытых на охоте животных, накалывая куски мяса на острые прутья, и появился первый шашлык. Конечно, так его тогда еще никто не называл, но уже в то время человечество оценило вкус мяса, 

зажаренного на открытом огне. Запах дымка распространялся на очень далекое расстояние и вызывал у всех большой аппетит.

Вопросы.

1. Жители Кавказа очень любят готовить и кушать шашлык. Как вы думаете, почему?

2. Чем отличаются условия приготовления пищи на Кавказе и в кафе на берегу Черного моря?

3. Мясо – это белок. При какой температуре сваривается белок?

4. Что вы знаете об атмосферном  давлении в горах? Отличается ли значения давления  в горах от давления в шахтах, низинах?

5. Как зависит температура кипения воды  от атмосферного давления?

6. Дайте советы по приготовлению пищи тем, кто собирается в горы.

Задача  «Звучащая рыболовная сеть». Тема «Звук»

Только в Северном море ежегодно гибнет, запутавшись в рыбацких сетях, более 10 тысяч дельфинов. Чтобы предотвратить попадание их в сети, немецкий зоолог предложил укрепить на них «пищалки», которые 70 раз в минуту издают звук громкостью 115 дБ, частотой 2,9 кГц и обертонами до 90 кГц. (Частота была подобрана таким образом, чтобы не отпугивать от сетей промысловые виды рыб. Оказалось, что теперь 90 % дельфинов реагировали на такой звук и обходили звучащие сети по широкой дуге. Правда, вскоре выяснилось, что через некоторое время дельфины привыкают к звуковым сигналам, и пришлось разрабатывать «пищалки» частотой, меняющейся случайным образом.

Задание:

  • Объясните суть (принцип действия) методов. Укажите их недостатки, ответ свой обоснуйте.
  • Предложите альтернативные способы. Дайте обоснование предложенного метода.

 

По моему мнению, ситуационные задачи можно использовать как средство формирования и диагностики уровня сформированности компетенций, т.к. судить о понимании физических законов можно по умению их применять для анализа конкретных физических явлений, при решении ситуационных задач. При прохождении Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и при выполнении заданий Единого государственного экзамена ЕГЭ) проверяются умения применять полученные знания. Ситуационные задачи, встречаются в ОГЭ и ЕГЭ.

Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает решить  следующие проблемы:

  • мотивация учебной деятельности;
  • актуализация предметных знаний и умений;
  • интеграция знаний по различным предметам;
  • интеграция школьных и внешкольных знаний;
  • достижение метапредметных результатов;
  • развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;
  • «проблемное» планирование образовательного процесса;
  • подготовка к профессиональному выбору;
  • ориентация в ключевых проблемах современной жизни

 

     Поэтому я стараюсь на уроках физики решать  ситуационные задачи. Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни, решение ситуационных задач направлено на достижение межпредметных результатов и составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на любом уровне образования - от первоначального школьного до специального физического.

Литература:

Акулова А.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ.-СПб.: КАРО, 2008.

  1. Журнал «Народное образование» №4, 2008 г, ст.М.Демидовой «Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании»;
  2. Журнал «Физика в школе» разных лет. Разделы «Новости науки и техники».
  3. «Русские народные сказки».
  4. Учебники: «Физика – 7,8,9 кл.»
  5. .Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64
  6. Генденштейн Л.Э., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Дистанционный курс повышения квалификации. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  7. http://www.uchportal.ru/
  8. http://festival.1september.ru/
  9. .http://infourok.ru/

 

Выступление учителя математики и физики МКОУООШ д. Старый Буртек Кульдеевой С. В по теме «Работа с одаренными детьми в основной школе.

Как обнаружить  что ученик способный и талантлив?  В своем выступление учитель математики и физики МКОУООШ д. Старый Буртек Кульдеева Светлана Владимировна рассказала об особенности подготовки наиболее способных учеников для олимпиады по физике. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же - единицы. Учитель ограничен по времени, поэтому приходится находить время для индивидуальной работы с такими учениками. Такие дополнительные занятия приносят свои плоды. За последние два года ученики Буртекской школы становились призерами районной олимпиады по физике.

Заседание прошло в творческой и плодотворной форме. Учителя познакомились с новыми педагогическими технологиями в образовании.

Руководитель РМО: _________________(Исламов И. Э.)

  •  
Просмотров: 995 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

РМО Малмыж © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz